Тимбилдиг как инструмент сплочения трудового коллектива известен давно и широко применяется во многих компаниях. А лидером в разработке и использовании этих методик корпоративного сплочения стала Япония. Исследователи утверждают, что именно этот фактор лежит в основе резкого скачка в экономическом развитии страны после Второй мировой войны.
Успешный японский опыт пытаются использовать многие западные фирмы. Но больших успехов за эти годы достичь не удалось. Причина в своеобразном японском менталитете.
Япония - страна традиций, весьма далеких от европейских ценностей. И эти традиции принято чтить и соблюдать. Одна из важных составляющих семейного воспитания: уважение к вышестоящим. В детстве это родители. В юности - учителя. А для работающего японца истиной в последней инстанции становится распоряжение руководителя. Как в старом солдатском анекдоте: пункт первый: начальник всегда прав. Пункт второй: если не прав - смотри пункт первый.
Таким же недопустимым, как пренебрежение к вышестоящему, является и потеря своего лица. В это понятие входит выглядеть смешным в глазах окружающих, выбиться из общего ряда каким-либо экстравагантным поступком. Французский писатель Жан Пьер Шаброль в книге "Миллионы миллионы японцев", вышедшей в свет в начале 70-х годов прошлого века, рассказывает о том, какими видят жителей этой страны европейцы. Не всегда понятные, иногда смешные в своем стремлении соблюсти обычаи и не потерять лицо. Но всегда очень логичные, с их точки зрения.
Эти рассуждения хорошо ложатся в понимание тимбилдинга по-японски. Ни одному служащему не придет в голову отказаться от участия в мероприятии, если на него пригласил руководитель. Участники могут выполнять в его ходе действия не только нелепые, но и недопустимые, на взгляд европейского "белого воротничка". И не боятся пресловутой потери лица? Не боятся. Потому что в этой игре у участников лиц нет, есть маски. Игра закончилась, маски сняты, все в восторге, всем спасибо.
Не все, что творят японцы на своих тимбилдингах, нам понравится. Но мы можем помочь организовать и провести творческий тимбилдинг в европейских традициях, который выполнит главную задачу - сплотит коллектив для решения задач, поставленных компанией перед сотрудниками.